Порядок аттестации


Образовательный процесс в системе дополнительного образования - специально организованная деятельность преподавателей и обучающихся, которая направленна на решение задач обучения, воспитания и развития детей.
Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
Определение и оценка результатов образовательного процесса имеют важное значение, потому что позволяют определить эффективность образовательного процесса, пути его дальнейшего развития и способы совершенствования.
В Образовательном центре «Эрудит» (далее – Центр) средством оценки результатов обучения является аттестация обучающихся, не сопровождающаяся подтверждением результатов образовательной деятельности (получения документа об образовании). Аттестация – это форма оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы в конкретной предметной деятельности.
Цель аттестации – определение начального, промежуточного и итогового уровня знаний и навыков обучающихся и их соответствия результатам, заложенным в дополнительных общеразвивающих программах.

Задачи аттестации:
- установление фактического уровня теоретических знаний и практических навыков обучающихся;
- осознание обучающимися реального уровня их знаний и определение перспектив;
- воспитание сознательного отношения к учебной деятельности.

Аттестация строится на следующих принципах:
- свободы выбора преподавателем методов и форм проведения и оценки результатов в рамках образовательных программ;
- открытости результатов аттестации для обучающихся и или) их законных представителей; - объективность критериев оценки;
- учёт индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся.

Содержание аттестации:
- предварительная аттестация – оценка начального уровня знаний обучающихся перед началом образовательного процесса. Может проводится преподавателем и (или) методистами Центра.
- промежуточная аттестация –оценка уровня овладения обучающимися учебного материала по итогам учебного периода, установленного образовательными программами.
- итоговая аттестация – это оценка уровня овладения обучающимися по окончанию дополнительной общеобразовательной программы, заключительная проверка знаний, умений, навыков.
Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) не предусматривает проведение итоговой аттестации по дополнительным общеразвивающим программам (ст.75), но и не запрещает ее проведение (ст.60) с целью установления:
- соответствия результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы заявленным целям и планируемым результатам обучения;
- соответствия процесса организации и осуществления дополнительной общеразвивающей программы установленным требованиям к порядку и условиям реализации программ.

Формы аттестации и оценочные материалы
Формы проведения промежуточной и итоговой аттестации определяются самим преподавателей в образовательной программе таким образом, чтобы они соответствовали ожидаемым результатам образовательной программы.
Формы проведения аттестации могут быть следующие:
1.Тестовые, контрольные, срезовые задания (устный опрос, письменный опрос, тестирование).
2. Создание проблемных, затруднительных заданий (решение проблемных задач, шаблоны-головоломки и т.п.).
3. Презентации и защиты проектов.
4. Педагогическая диагностика.
5. Самооценка обучающихся своих знаний и умений.
6. Тематические кроссворды.
7. Собеседование.
8. Деловые игры.
9. Домашнее задание на самостоятельное выполнение.
10. Карта индивидуальных достижений.
11. Зачет (экзамен).

Критериями оценки результативности обучения могут являться:
- соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям: грамотно употреблять все части речи, а также широкий спектр грамматических конструкций, включая сложные; использовать разнообразную лексику, включая эмоционально-окрашенную.
- соответствие уровня развития практических навыков программным требованиям: выражать широкий спектр чувств и переживаний; обсуждать разные проблемы, включая сложные; читать и писать тексты разной тематики, разных стилей и жанров; легко воспринимать на слух английскую речь; свободно говорить на английском на разные темы.

Предмет оценивания - набор основных знаний, умений, практических навыков по изучаемому виду деятельности; универсальные учебные действия; перечень важнейших личностных свойств и другое.
Аттестационные материалы — набор диагностических материалов, позволяющих определить уровень освоения обучающимися образовательных программ.
Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.
Преподаватели могут принимать участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, методических материалов и иных компонентов образовательных программ.

Формы подведения итогов
По результатам освоения образовательной программы проводится внутренняя (в Центре) итоговая аттестация обучающегося. По результатам аттестации обучающийся может быть переведен на следующий год (этап) обучения.

Законодательная база:
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
  • Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 по проектированию дополнительных общеразвивающих программ.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"